Лечебная физическая культура при эпилепсии

Лечебная физическая культура

Лечебная физкультура (ЛФК) — метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. ЛФК обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.

На отдельных этапах курса лечения ЛФК способствует предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем; ускорению ликвидации анатомических и функциональных нарушений; сохранению, восстановлению или созданию новых условий для функциональной адаптации организма больного к физическим нагрузкам.

Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, то есть движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил.

ЛФК при эпилепсии

Принято считать, что усиленные мышечные движения сопровождаются учащенным дыханием, а это провоцирует припадки. Не переутомляться, совершать только умеренные движения — таковы существующие рекомендации для страдающих эпилепсией.

Однако многочисленные наблюдения показывают, что именно активная деятельность препятствует наступлению припадков. Последние, как правило, не возникают во время бега, плавания, катания на коньках, ходьбе на лыжах, при переходе улицы, наполненной транспортом, в период спортивных состязаний.

Имеется немало больных, которые часто купаются и у которых в это время никогда не бывает припадков. Один из наших пациентов с частыми малыми припадками в течение 30 лет каждый год много купается в море, и в это время у него никогда не бывает припадков. Другой пациент, будучи футболистом, заболел эпилепсией, однако при многократных футбольных встречах припадки у него ни разу не возникали.

Приступы чаще появляются, когда больные бездеятельны, спят или отдыхают. В период напряженной деятельности создаются новые доминантные очаги возбуждения, которые по закону отрицательной индукции затормаживают, подавляют активность эпилептического очага и тем самым препятствуют наступлению припадков. Этим можно объяснить и тот факт, что в период деятельности припадки намного реже, чем в нерабочее время. Прав W. G. Lennox (1960), который отмечает, что опасность для больного представляет не физическое напряжение, а припадки. Однако их нельзя избежать, даже если больной все время проводит в постели.

Виды упражнений и длительность занятий зависят от возраста, физической подготовки, тренировки и других индивидуальных особенностей. Для пожилых людей и женщин комплекс упражнений должен быть более простой, чем для физически здоровых молодых людей. Больным, которые прежде не занимались физкультурой, следует начинать с легких упражнений. Вначале занятия ограничиваются непродолжительным временем— 5—10 мин, затем длительность их постепенно увеличивается до 20—30 мин в день. Упражнения индивидуально усложняются. Важно лечебную гимнастику проводить регулярно с постепенным возрастанием нагрузки и разнообразием упражнений. Необходимо, чтобы со временем лечебная гимнастика стала привычкой и потребностью каждого больного.

В комплекс должны входить упражнения, охватывающие различные мышечные группы. Особое внимание следует уделять дыхательным упражнениям, включающим в себя деятельность мышц живота. Физиологические нагрузки должны быть строго индивидуализированы. В комплекс не рекомендуется включать упражнения на быстроту, скорость перехода из одного положения в другое, на равновесие.

Включение физкультуры в комплекс лечебных мероприятий особенно необходимо для хронически больных, длительное время находящихся в стационарных условиях. Такие больные малоподвижны, инертны и в психотическом, и в физическом отношении. У них развивается в полном смысле слова «застой» (тугоподвижность мышления и речи, медлительность и угловатость движений, вялость кишечника), с которыми надо бороться при помощи активных движений, лечебной физкультуры.

Само по себе заболевание эпилепсией не является противопоказанием для лечебной физкультуры. Исключение составляют лихорадочные и тяжелые соматические заболевания, а также временно наступающие расстройства сознания (сумеречные, онейроидные, оглушенность), состояние после тяжелых припадков, состояния возбуждения, дисфории с агрессивными проявлениями и некоторые психотические состояния, но не все. Например, в ряде случаев лечебная гимнастика полезна больным с параноидным синдромом. Больным с частыми припадками, особенно grandmal, в период приступов и в послеприпадочном состоянии занятия временно отменяются.

Под нашим наблюдением находятся ряд молодых людей, которые, будучи больными эпилепсией, стали заниматься физкультурой. Состояние их значительно улучшилось, больные стали активнее, более подвижными, сдержанными, у них улучшилось настроение, уменьшились аффективные расстройства, восстановилась трудоспособность, припадки стали реже или совсем прекратились. До занятий физкультурой эти лица считались резистентными к медикаментозной антиэпилептической терапии.

Родственникам необходимо разъяснить, что их представление о телесных повреждениях и несчастных случаях страдающих эпилепсией во время физкультуры и спортивных занятий явно преувеличено. Чрезмерная опека и беспокойство родителей, постоянное ограничение активности ребенка, подростка, молодого человека гораздо больше морально инвалидизируют его, чем сама болезнь. Активность есть антагонист припадков.

Лечебная физкультура должна проводиться в форме утренней гимнастики, специальной индивидуальной и групповой лечебной гимнастики, а также в виде подвижных и спортивных игр. Больным эпилепсией показаны разные виды гимнастики (ходьба на лыжах, но не в горной местности), некоторые спортивные игры (теннис, волейбол, городки). Противопоказаны бокс, борьба. Что касается бега и плавания на различные дистанции, этот вопрос решается индивидуально.

Читайте также:  Доброкачественная эпилепсия детского возраста

Лечебной физкультурой при эпилепсии в настоящее время, к сожалению, почти не занимаются. Специальные упражнения для различных категорий больных не разработаны. Необходимы научная разработка вопросов лечебной физкультуры и широкое внедрение ее в комплекс терапевтических мероприятий. В проекты строительства психоневрологических больниц и диспансеров должны быть включены залы для проведения лечебной физкультуры. В таких залах нуждаются все крупные больницы и психоневрологические диспансеры республиканского, областного и городского значения. В штатах психоневрологических учреждений должны быть методисты по лечебной физкультуре.

Заболевание эпилепсией само по себе не является противопоказанием для лечебной физкультуры, которая проводится в форме утренней гимнастики, в виде подвижных игр. Показаны ходьба на лыжах, теннис, городки, волейбол. Противопоказаны — бокс, борьба и т.п. Вопрос о беге, плавании — решается индивидуально.

Многочисленные наблюдения показывают, что активная деятельность препятствует наступлению припадков. В период напряженной деятельности создаются новые доминантные очаги возбуждения, которые по законам отрицательной индукции подавляют активность эпилептического очага. Виды упражнений, длительность занятий зависят от возраста, физической подготовки, тренировки и др. индивидуальных особенностей.

Занятие 30 минут.

Су-джок терапия при эпилепсии.Рекомендация. Перед выполнением упражнений нужно сделать неинтенсивный энергетический самомассаж кистей и пальцев рук, а также лучезапястных суставов. Предложенная ниже методика поможет вам не только благоприятно воздействовать на ЦНС, но и обеспечит защиту от возможного приступа эпилепсии во время лечебной гимнастики.

В данном случае применим систему «Большое насекомое» из Су-джок — терапии. Если сложить вместе кисти рук так, как-будто вы держите небольшой мячик между ладонями, обхватив его пальцами, то кисти рук в данной системе соответствуют двум половинкам головы, пальцы — участки коры головного мозга. Из них мизинцы и безымянные пальцы — лобная доля, а большие пальцы — мозжечок. Теперь, когда вы представили на своих руках самого себя, вы получили пульт управления своим организмом. Во время выполнения самомассажа кистей нужно представлять, что все процессы в головном мозге нормализуются, очаги возбуждения, которые вызывают приступы эпилепсии, успокаиваются. Кровообращение в головном мозге превосходное, сосуды чистые. Клетки мозга молодые и здоровые. Начнём!

  • 1). Растереть ладони до появления ощущения тепла.
  • 2). Затем имитировать мытье рук скользящими движениями по тыльной стороне кистей.
  • 3). Правой кистью обхватить левый лучезапястный сустав и произвести легкое растирание. Левый лучезапястный сустав в системе «Большое насекомое» соответствует левой половине шеи.

То же выполнить с правым лучезапястным суставом, который соответствует правой половине шеи.

  • 4). Снова растереть ладони.
  • 5). Повторить «мытье» кистей.
  • 6). Выполнить массаж каждого пальца. Нужно понимать, что вы не просто делаете массаж пальцев, а воздействуете на головной мозг. Массаж пальцев делайте от кончиков к кисти.
  • 7). Снова растереть ладони.
  • 8). Повторить «мытье» кистей.

Источник: studwood.ru

Лечебная физкультура при эпилепсии

Образцы страниц

Содержание

Введение

Об эпилепсии знают или слышали все, так как это заболевание широко распространено по всему миру. Миллионы людей страдают от эпилепсии или «падучей болезни». Она имеет различные проявления, что зависит от глубины поражения головного мозга. Классическая форма приступа эпилепсии с потерей сознания, судорогами, когда человек бьется головой о пол, есть вероятность непроизвольного мочеиспускания и дефекации.

Течение этого заболевания носит прогрессирующий характер и поэтому частота приступов может нарастать. Излечить заболевание практически невозможно, поэтому больному нужно постараться свести до минимума количество приступов.

Постепенно происходит изменение личности. Больной становится раздражительным, придирается к мелочам, не терпим к чужому мнению, обидчив и одновременно приторно любезен, самоуничтожителен по отношению к себе в угоду окружающим. В беседе больной не может выделить главную мысль, с трудом подбирает нужные слова, постоянно возвращается к ранее сказанному. Постепенно нарушаются память, мыслительные и познавательные процессы, возникает слабоумие.

С целью облегчения состояния здоровья больного, уменьшения частоты и силы возникающих приступов, с целью улучшения качества жизни, для больного актуальна лечебная физическая культура.

Лечебная физкультура при эпилепсии играет немаловажную роль в лечении пациентов, так как ритмичность движений и дыхания благоприятно влияют на нормализацию процессов торможения и возбуждения в головном мозге.

Комплексы ЛФК при эпилепсии играют довольно большое значение, ведь движения, совершаемые в определенном ритме и такое же ритмичное дыхание, благотворно сказываются на процессах торможения в коре головного мозга, что крайне важно для людей с подобным диагнозом.

Фрагмент работы для ознакомления

1 Понятие лечебной физической культуры

Лечебная физическая культура (или сокращенно ЛФК) — это самостоятельная медицинская дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстановления трудоспособности. Основным таким средством (и это отличает ЛФК от других методов лечения) являются физические упражнения — стимулятор жизненных функций организма.

Лечебная физическая культура уменьшает неблагоприятное действие на больного вынужденной пониженной двигательной активности, предупреждает осложнения, усиливает защитные реакции организма во время болезни, способствует развитию компенсаторных механизмов. При некоторых заболеваниях и повреждениях физические упражнения имеют первостепенное значение в восстановлении строения и функции поврежденного органа. В период выздоровления занятия лечебной физкультурой помогают восстанавливать работоспособность. Постепенно увеличивающиеся физические нагрузки обеспечивают тренировку организма, способствуют нормализации и совершенствованию его функций. В случае хронического течения заболеваний такая тренировка ускоряет формирование компенсаторных механизмов, повышает приспособляемость организма и предупреждает обострения.

2 Характеристика эпилепсии

Эпилепсия – хроническое прогрессирующее заболевание головного мозга, при котором образуются очаги возбуждения в головном мозге с судорожной готовностью, проявляется приступами судорог, временной потерей сознания и вегетативными расстройствами, а также нарастающими в процессе болезни нарушениями психики и развитием слабоумия. Эпилепсия может быть врожденной и приобретенной. Играет роль наследственная предрасположенность. Проявиться или возникнуть может в любом возрасте.

3 Особенности лечебной физической культуры при эпилепсии

Лечебная физкультура применяется для улучшения трофики мозговой ткани, укрепления организма и расширения его адаптивных возможностей, а также предупреждения изменений личности. При проведении лечения необходимо учитывать характерологические особенности больного, его темперамент.

4 Физические упражнения при эпилепсии

Физические упражнения для больных эпилепсией:

1) Исходное положение стоя, ноги вместе, в руках гимнастическая палка широким хватом, опустить палку вниз.

1 – Поднять палку вверх, потянуться и подняться на носках – вдох.

2 – Опустить палку за лопатки, перекат на пятки – выдох.

3 – Снова поднять палку вверх и встать на носки – вдох.

4 – Вернуться в исходное положение – выдох. 6 раз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эпилепсия – это хроническое заболевание головного мозга, которое имеет прогрессирующий характер. При этом недуге в случае развития эпилептического припадка в головном мозге создаются очаги возбуждения. Они проявляются судорогами, кратковременным обмороком и другими вегетативными расстройствами. Различают врожденную и приобретенную эпилепсию. Приобретенное заболевание может развиваться у человека любого возраста.

Лечебная физическая культура является одним из методов, которые улучают качество жизни больных с данным заболеванием.

Источник: referatbank.ru

Лечебная физкультура в случае ДЦП с эпилепсией

Детский церебральный паралич — это тяжелое заболевание нервной системы, которое носит прогрессирующий характер. Существуют различные формы патологии, требующие определенного подхода в терапии. При поражении некоторых областей головного мозга возникают очаги гипервозбуждения, которые могут провоцировать возникновение судорожной готовности. Основной задачей врача является максимальное восстановление физической активности и снижение количества припадков.

ЛФК при ДЦП с эпилепсией — одно из главных направлений процесса реабилитации маленького пациента. Грамотно составленный план мероприятий, который включает тренировки нервно-мышечного и суставного аппарата, позволяет избежать осложнений со стороны нервной системы и других органов. Дозированные нагрузки и правильная дыхательная гимнастика уменьшают судорожную готовность.

Основные задачи лечебной гимнастики

ЛФК и физиотерапия при эпилепсии и грубых нарушениях неврологического характера играет важную роль. Физическая активность помогает решить следующие задачи:

  1. Оказывает общеукрепляющее действие.
  2. Восстанавливает работоспособность человека.
  3. Стимулирует приток крови и обменные процессы в зоне поражения тканей.
  4. Предупреждает возникновение спаек нервных оболочек, при их наличии повышает компенсаторные возможности окружающих структур.
  5. Способствует укреплению мышечной системы.
  6. Улучшает координацию движений.
  7. Уменьшает вероятность развития сопутствующей патологии костно-мышечной системы.
  8. Повышает функциональные возможности организма.

Дозированные спортивные нагрузки при ДЦП с эпилепсией положительно влияют на мозговую активность. Опосредованный эффект проявляется за счет улучшения работы всех систем. Таким образом удается частично или полностью задействовать резервные силы здоровых тканей.

Рекомендации при выборе упражнений

Занятия должны проводиться индивидуально под контролем врача ЛФК. Если какое-либо упражнение причиняет дискомфорт, необходимо заменить его на другой более щадящий вариант нагрузки. Разработка проблемных зон должна быть постепенной, с учетом ограниченных возможностей ребенка.

Важной особенностью таких детей является недостаток восприятия. Поэтому в программу включают элементы, направленные на тренировку зрительных и тактильных ощущений. Следует уделять внимание снижению примитивных рефлексов, учитывая их стойкий характер. Поэтому особое значение имеет развитие силы и ритмичности движений.

ЛФК при ДЦП с эпилепсией необходимо начинать как можно раньше, учитывая быстрые темпы весо-ростовых показателей и формирования возрастных навыков. Важным критерием, который определяет старт реабилитационных мероприятий, является отсутствие противопоказаний для физической нагрузки. При отсутствии судорог в течение определенного периода времени и стабильных параметров внутричерепного давления врач дает разрешение посещать тренировки.

Комплекс упражнений подбирает специалист по лечебной физкультуре или реабилитолог под контролем невролога. Можно отметить такие направления работы с маленьким пациентом:

  1. Предупреждение развития слабости мышечного аппарата.
  2. Снижение риска повреждения тканей, которые не функционируют.
  3. Уменьшение напряжения отдельных мышц для предотвращения формирования аномального положения.

Хороший результат возможен только при условии ежедневного проведения занятий на протяжении длительного период времени. При этом врач должен контролировать состояние ребенка и, при необходимости, проводить коррекцию курса реабилитации.

Виды элементов гимнастики

Цель ЛФК при эпилепсии у детей с ДЦП — достижение равновесия между процессами торможения и возбуждения головного мозга, а также максимальное обеспечение нормального мышечного тонуса. Поэтому комплекс включает различные нагрузки, направленные на улучшение функций нервно-мышечного аппарата. Упражнения разделяют на следующие группы:

  • расслабляющие;
  • растягивающие;
  • для улучшения координации;
  • общеукрепляющие среднего и медленного темпа;
  • дыхательные — для полного и диафрагмального дыхания.

Виды упражнений отличаются в зависимости от возраста пациента. Для маленьких детей подбираются тренировки с учетом физиологических возможностей организма и индивидуального восприятия. При ДЦП легкой степени с сохранением умственных способностей включают элементы гимнастики и дыхательные техники, которые ребенок может повторить. Это очень важно, учитывая корреляцию между частотой и глубиной экскурсий легких, и судорожным синдромом.

Основной комплекс упражнений

У детей с тяжелыми неврологическими расстройствами существует несколько комплексов упражнений, которые направлены на различные функциональные области.

Основная тренировка включает такие элементы:

  1. Лечение положением, при котором производится фиксация конечностей с помощью специальных приспособлений — лангет и шин.
  2. Постепенное растяжение мышечных структур путем раскачивания сустава с постепенным наращиванием амплитуды.
  3. Расслабление мускулатуры за счет поочередной фиксации рук и ног, что способствует снижению тонуса и уменьшению клонических элементов.
  4. Упражнения на сгибание и разгибание в суставах, которые сопровождаются массажем.
  5. Тренировка ходьбы.
  6. Перемещение по наклонной поверхности с поддержкой — позволяет удерживать равновесие и укрепляет мышцы пресса.
  7. Формирование выносливости.

При спастических формах церебрального паралича проводят непрерывную тренировку. Астенические формы требуют кратковременных занятий с обязательными перерывами между отдельными элементами. При диагностированной атонии уделяют внимание упражнениям на равновесие.

Для формирования нормальной двигательной активности проводят такой комплекс:

  1. В положении ребенка сидя на пятках стимулировать переход на колени, при этом удерживая его за таз. Руки малыша находятся на плечах инструктора.
  2. Из исходного положения ребенка на коленях необходимо перемещать его вес тела с одной конечности на другую, при этом отрываясь свободной ногой от поверхности с разведенными в стороны руками.
  3. Перемещение тела в положение на корточках с разгибанием. Реабилитолог удерживает сзади и надавливает на колени.
  4. Из положения сидя на стуле помочь малышу встать, удерживая за руки, а своими ногами фиксировать его нижние конечности.
  5. Ребенок стоит с выдвинутой ногой вперед, а инструктор слегка толкает его поочередно в грудь и спину. Задача — удержать равновесие.
  6. В положении стоя за вытянутую руку продвигать в разные направления, заставляя делать шаги.
  7. Лежа на спине необходимо давить на поверхность пола. Упражнение развивает опороспособность.

Другие варианты восстановительного лечения

Кроме основных комплексов, уделяют внимание разработке суставов, укреплению различных групп мышц, включая мускулатуру шеи, туловища, живота. Важным фактором восстановительного лечения является работа по коррекции мимики и выражению эмоций.

Хорошие результаты дает гидрокинезотерапия — сочетание физических упражнений и массажа в водных условиях. Такой курс реабилитации выполняется в бассейне под контролем инструктора. Можно применять специальные тренажеры, которые облегчают занятия и помогают улучшить результат терапии.

Правила проведения ЛФК

Для достижения положительного результата от тренировок необходимо придерживаться определенных правил во время гимнастики:

  1. Постепенное наращивание объема и интенсивности нагрузки.
  2. Регулярное проведение упражнений.
  3. Эмоциональный контакт с реабилитологом и комфортная атмосфера занятий.
  4. Применение различных видов техник для разностороннего воздействия на организм.
  5. Работать в медленном или среднем темпе, избегая резких движений.
  6. Учитывать параметры сердечной деятельности.
  7. Обучение правильному дыханию через нос во время гимнастики у детей старшего возраста. Нельзя допускать задержку дыхания, как на вдохе, так и на выдохе.

Во время занятий инструктор следит за состоянием ребенка. У малышей важно учитывать реакцию на различные виды упражнений. Если какое-либо движение причиняет боль, следует заменить его или уменьшить интенсивность воздействия на зону дискомфорта. При появлении неблагоприятных реакций необходимо обратиться к врачу для коррекции курса реабилитации. Нельзя допускать переутомления ребенка, потому что это может спровоцировать приступ эпилепсии.

Противопоказания для ЛФК

Занятия у детей, которые страдают ДЦП с эпилепсией, проводятся в щадящем режиме. Поэтому в большинстве случаев физическую активность не ограничивают. Исключениями являются следующие противопоказания:

  • повышение температуры тела;
  • тяжелая сопутствующая патология;
  • нарушение сознания;
  • состояние после генерализованных припадков, которые сопровождаются выраженным психомоторным возбуждением, агрессией, психотическими расстройствами;
  • увеличение частоты судорожных приступов.

При улучшении неврологического статуса врач может возобновить курс реабилитации.

Эпилептическая активность у детей, страдающих ДЦП, не является абсолютным противопоказанием. Соблюдение рекомендаций специалистов позволяет улучшить статические и двигательные функции ребенка, что является в дальнейшем важным фактором адаптации в социальной среде.

Источник: fiziotera.ru

Добавить комментарий

Adblock
detector
Код 385686
Дата создания 2019
Страниц 23 ( 14 шрифт, полуторный интервал )
Источников 7