Логопедический массаж при дцп

Как правильно выполнять логопедический массаж для детей?

Речь ребенка формируется довольно сложно. Этому предшествует множество факторов – протекание беременности, роды, наследственные особенности. В любом случае, для лучшего развития речевой деятельности необходим логопедический массаж для детей. Детям с дефектами речи он восстановит утраченные функции, детям с нормальным развитием улучшит произношение всех звуков.

Кому нужен?

Логопедический массаж активно задействует мышцы детей, участвующие в воспроизведении звуков – язык, мышцы лица и горла. Кроме того, речь отображает умственные процессы, поэтому развитие полушарий ее улучшает. Этому способствуют занятия рук и их массаж.

Массаж является одним из самых распространенных способов борьбы со многими недугами, тем более у маленьких детей. Нажатие и поглаживание определенных мышц и точек на теле стимулирует их и способствует активной деятельности. Конечно, квалифицированный специалист справится с этой задачей наиболее эффективно. Но и после нескольких уроков мамочки могут проводить подобные упражнения с детьми и в домашних условиях. Обратитесь за помощью к видео урокам.

Условия проведения

Температура внутри помещения должна быть комфортной для пребывания. Руки человека, проводящего массаж, должны приятные на ощупь, без ранок и воспалений. Необходимо снять все украшения и подстричь ногти.

Массаж происходит минимум через 2 часа после еды. Длительность массажа и количество дней проведения выбирается специалистом индивидуально для каждого ребенка. После просмотра видео или личной встречи с массажистом, родители могут проводить процедуры в домашних условиях.

В зависимости от тяжести заболевания устанавливается длительность сеанса. Первое занятие не должно превышать пяти минут.

Не каждый ребенок может сразу привыкнуть к процедурам и вести себя спокойно. Необходимо пообщаться с малышом, объяснить проводимые действия. Расположение и доверие пациента – залог положительного результата.

Негативный след после сеанса у врача может отрицательно сказаться и при проведении упражнений и в домашних условиях. Поэтому задача родителей – подготовить, объяснив важность и безопасность процедур.

Противопоказания

Если у малыша замечены данные заболевания, то курс массажа следует отложить до полного выздоровления.

  • Простудные заболевания;
  • Герпес;
  • Воспалительные процессы глаз или ушей;
  • Воспаления ротовой полости, языка.

Не стоит делать действия неспокойному ребенку. Успокойте малыша, поговорите или поиграйте с ним. В противном случае отложите занятия.

Основные методики

Опишем основные виды занятий, которые применяются при логопедическом массаже.

Детский массаж для языка

Массаж языка лучше всего проводить зубной щеткой, обычной или электрической. Приведем примерный список упражнений. Все их выполнять следует по 3–10 раз. Начинать с трех и каждый день увеличивать количество повторов.

  1. По краю языка нарисовать букву U. Начинать от левого основания и продвигаться к правому. Выполнять точечные движения.
  2. Повторить предыдущее упражнение по движениями по кругу.
  3. По всей поверхности языка нарисовать букву Z. Сначала точечные движения.
  4. Повторить то же самое круговыми движениями.
  5. Нарисовать букву V на языке. Точечно и небольшими кругами.
  6. Повторяя последовательность точек и кругов, нарисовать две прямые линии вдоль краев языка.

Детский массаж для лица

Массаж детей для лица задействует губы, лоб и мочки ушей. Губы массировать необходимо круговыми движениями по 40–50 раз. Последовательность действий:

  1. В основание крыльев носа расположить указательный палец, в уголке губ – средний. Проделать и с правой стороны.
  2. Над верхней и под нижней губой провести средними пальцами.
  3. Провести щипковые движения по тем же местам.

Активно действует на речевой аппарат массаж мочек ушей. Приблизительно по пятьдесят раз круговые движения в одну сторону и в другую.

Детский массаж для рук

Массаж детских рук благоприятно сказывается на развитии мозга. Ежедневные занятия будут стимулировать активность полушарий, улучшать кровоснабжение и работу внутренних органов.

Перед занятиями руки ребенка и взрослого должны быть тщательно вымыты и продезинфицированы. Массажное масло или крем улучшит результат процедуры.

  1. Массировать каждый пальчик от ногтя к основанию круговыми движениями. Пройтись по пальчикам детей несколько раз.
  2. Надавливание на подушечки рук от трех до десяти раз улучшит кровоснабжение.
  3. Рисуем круг по внутренней стороне ладони рук ребенка.
  4. Нарисовать солнечные лучики от краев ладони к центру.
  5. Отлично влияет на развитие пальчиков массажеры для рук, заключенные в кольцо. Массаж каждого пальца подобным колечком отлично развивает их активность и сказывается на улучшении речи.
  6. Мяч с шипами или деревянный массажер для рук стимулирует точки ладошек. Проведите им по внутренней части ладошки несколько раз.

Данный тип занятий полезен деткам в любом возрасте. Видео уроки в интернете помогут в случаях затруднений при домашнем массаже.

Для детей с ДЦП

При детском церебральном параличе (ДЦП) травмируется функции движения и речевого аппарата. Логопедический массаж оказывает благоприятное воздействие на ребенка с ДЦП. Но в каждой ситуации необходимо подбирать для малыша оптимальный вариант занятий, в зависимости от индивидуального течения болезни. Проведение массажа с ДЦП в домашних условиях полезно с применением видео. Данные уроки универсальны, но перед самостоятельным проведением необходимо проконсультироваться со специалистом и пройти обучение.

У детей с ДЦП очень важной является поза, в которой проводятся манипуляции. Позы для болезни ДЦП бывают следующие:

  • Положение эмбриона;
  • Положение на спине с согнутыми в коленях ногами. Под шею подкладывается валик или жесткая подушка.
  • Положение эмбриона, лежа на боку;
  • Положение на животе, с валиком под грудью.
Читайте также:  Синдром петрушки диагноз

Массаж лица и шеи

  1. Двумя ли тремя пальцами гладят лоб ребенка в направлении от середины к височным зонам лица.
  2. Гладят лоб, начиная от бровей, заканчивая у основания волос.
  3. Поглаживающие движения по двум сторонам носа с верхней его части к нижней.
  4. Гладящие движение от середины подбородка к ушным впадинам.
  5. Гладящие движение от середины верхней губы к ушным впадинам.

Каждое движение для детей необходимо повторить 3—5 раз. Выполнять упражнения для лица в течение дня 3—5 раз.

Техника массажа языка при ДЦП

Расслабление языка и мышц с ним связанных активно расслабляет зажатые нервы и улучшает состояние малыша с ДЦП. Примерный порядок проведения массажа языка:

  1. Надавливание точки в ямке под челюстью;
  2. Одновременное надавливание на точки в носогубной складке;
  3. Одновременное надавливание на точки мышц скул;
  4. Одновременное надавливание на точки мышц под челюстью.

Расслабление мышц шеи при ДЦП

Массаж мышц шеи расслабляет зажатые мышцы корня языка.

  1. Область горла медленно гладят попеременно то правой, то левой кистями.
  2. Обеими руками гладят шею от ушных раковин до подмышечных впадин.
  3. Провести подобные поглаживающие движения по задней части шеи.

Простое поглаживание благоприятно сказывается на расслаблении большинства мышц шейной зоны и речевого аппарата. Все поглаживания при ДЦП выполняются медленно, чтобы пациенту было приятно. Ориентируйтесь на видео уроки. Выполнение движений:

  1. Пальцы устанавливаются на середину лба и ведутся к вискам.
  2. Такое же начальное положение и ведутся в ушам.
  3. Пальцы устанавливаются около бровей и по лбу проводятся в основаниям волос.
  4. Медленные движения от носа к ушам.
  5. Те же повторения от верхней губы к ушам.
  6. Сплошное поглаживание от волосяного покрова до шеи через все лицо
  7. Проведение кончиками пальцев от губ до подбородка
  8. Легкие постукивания всего лица – губы, щеки, лоб, подбородок.

Любой логомассаж окажет положительное влияние на развитие речи ребенка. Своевременное обращение к специалисту поможет избежать сложностей в дальнейшем.

Оцените статью: 69 Пожалуйста оцените статью

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 69 , средняя оценка: 4,09 из 5

Источник: lecheniedetej.ru

Рекомендации по выполнению логопедического массажа при дизартрии у детей с ДЦП

по выполнению логопедического массажа при дизартрии

Автор информационного пособия:

г. Краснодар 2016 г.

ВИДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ПРИ ДИЗАРТРИИ

у детей с детским церебральным параличом

Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, логопед должен сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата.

Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что повысит качество звуковой системы речи.

Необходимо использовать средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка.

В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц — с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии — с целью активизации мышечного тонуса).

Сущность массажа состоит в применении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, вибрации и поколачивания. Такие приемы, как вибрация, глубокое разминание, пощипывание, применяются только при гипотонии мускулатуры.

Этот вид массажа применяют в случае повышения тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись бы вовсе («рефлекс — запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

    «Поза эмбриона» — в положении на спине приподнимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В этой позе производят плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бабат). В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях. В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими ее удерживать по средней линии.

РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ШЕИ

(ПАССИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ГОЛОВЫ)

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка.

Ребенок в положении на спине, голова несколько свешивается назад:

    одной рукой логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки; медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

РАССЛАБЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ МУСКУЛАТУРЫ

    поглаживание от середины лба к вискам,

от бровей к волосистой части головы,

от линии лба вокруг глаз,

от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей,

от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее,

от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

Читайте также:  Где лечат эпилепсию в москве у взрослых

    легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти; надавливающие движения по лицу от корней волос вниз.

РАССЛАБЛЕНИЕ ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

    поглаживание верхней губы от углов рта к центру,

нижней губы от углов рта к центру,

верхней губы (движение сверху вниз),

нижней губы (движение (снизу вверх),

носогубных складок от крыльев носа к углам губ.

    точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке), легкое постукивание по губам пальцами.

При асимметрии лицевой массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, т. е. на ней осуществляется большее число массажных движений.

Стимулирующий массаж осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии.

Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

УКРЕПЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ МУСКУЛАТУРЫ

    поглаживание лба от середины к вискам,

лба от бровей к волосам,

век от внутренних к внешним углам глаз и в стороны,

щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

    сжимание подбородка ритмичными движениями; разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);

перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);

УКРЕПЛЕНИЕ ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

    поглаживание от середины верхней губы к углам,

от середины нижней губы к углам,

от углов губ по носогубным складкам к крыльям носа;

    пощипывание губ; покалывание губ.

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи технического прибора — вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 мин. (Вибрация противопоказана детям с судорогами.)

МАССАЖ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка — укрепляющий, в последнем случае используются более активные, интенсивные приемы, чем в первом.

При спастичности языка (она отмечается значительно чаще, чем гипотония) для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту теплый настой трав (по одной ч. л. крапивы, зверобоя, ромашки, чая на 0,5 л кипятка).

Цели массажа языка:

    нормализация тонуса; включение в речевую деятельность новых групп мышц и увеличение интенсивности ранее включенных мышц; увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; уменьшение слюнотечения; афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития.

Массаж языка можно осуществлять различными способами:

    зондовый массаж (используются зонды или постановочные зонды );
    пальцевой массаж (производится в напаличниках или через марлевую салфетку);
    массаж деревянным или металлическим шпателем;
    массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используются как щетина, так и палочка щетки.

Перед началом массажа языка нужно выяснить степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.

Во время массажа языка рот ребенка открыт. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта (попросить высунуть язык) и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.

ПРИЕМЫ МАССАЖА ЯЗЫКА

(НАПРАВЛЕНИЕ МАССАЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ):

    поглаживание языка в различных направлениях: от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы); от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы); круговые, спиралевидные движения;
    похлопывание языка, начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы);
    легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель);
    покалывание языка (игольчатым зондом);
    массаж верхнего подъема языка, растягивание уздечки (движение снизу вверх под языком);
    «перетирание языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле);
    распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная в два раза клизма — во рту, кончик ее — снаружи).

ИСКУССТВЕННАЯ ЛОКАЛЬНАЯ КОНТРАСТОТЕРАПИЯ

Метод искусственной локальной контрастотерапии применяется для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, а также при артикуляционной апраксии.

Этот метод заключается в контрастотермальном воздействии низкотемпературных (термомассаж) агентов. В качестве низкотемпературных агентов выступают ледяная крошка или очень холодная вода или настой трав.

Гипотермию (криомассаж) и гипертермию (тепломассаж) можно применять поочередно и избирательно. Существуют различные варианты их применения:

    только гипотермия (криомассаж); только гипертермия (тепломассаж); гипотермия, затем гипертермия; попеременное использование крио — и теплоаппликаций.

Искуственная локальная гипотермия (ИЛГ) осуществляется следующим образом: ледяную крошку в марле накладывают поочередно на мышцы артикуляционного аппарата (круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки, язычную мускулатуру). При воздействиии ИЛГ на мышцы языка логопед удерживает язык марлевой салфеткой (обязательно воздействуя на корень, спинку, кончик, боковые края языка).

Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 мин (время экспозии увеличиваем постепенно). Одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия от 5 до 20 с. Курс лечения составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно.

Аналогично проводится тепломассаж артикуляционной мускулатуры. При этом можно использовать теплоэлектромассажер.

Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора, речевой афферентации контрастотермальное воздействие можно оказывать не только на артикуляционную мускулатуру, но и на мышцы верхних конечностей (особенно кисти правой руки).

Читайте также:  За что отвечает лобная доля головного мозга человека

Источник: pandia.ru

Логопедический массаж для детей — решение проблем с речью

Некоторые родители не задумываются о своевременном развитии артикуляционного аппарата ребенка. И зря, ведь если поставлен такой диагноз, как ДЦП, развитие речи является важнейшим физиологическим достижением. Когда речевой аппарат ребенка развит хорошо, он постоянно пытается изображать новые звуки.

Если же после полугода у ребенка не появился лепет, звуки произносятся с большим трудом и неловкостью, а непослушные губки произносят нечеткие, смазанные звуки, можно и даже нужно начинать упражнения логопедического массажа, которые являются эффективным средством борьбы против слабости речевоспроизводящего аппарата. Нарушение периферического звена, языка, мягкого неба и щек, а также нарушения тонуса артикуляционных мышц являются основными показаниями к лечению.

Что такое логопедический массаж, его значимость и основная польза

Логопедический массаж для детей с детским церебральным параличом имеет немаловажное значение. Будучи активным методом механического воздействия, он направлен на изменение состояние мышц и тканей, нервов и кровеносных сосудов, задействованных в речевом аппарате, благодаря чему нормализуются не только произносительные звуки, но и эмоциональное состояние лиц с нарушениями артикуляции. Именно поэтому логопедический массаж активно применяется при всевозможных нарушениях тонуса мышц, таких как дизартрия, заикание и нарушения голоса. К числу положительных результатов специального массажа лица можно отнести:

  • улучшение секреторной функции кожи, активизация ее лимфо- и кровообращения, что влечет за собой улучшение питания и повышение метаболизма;
  • кислородную терапию тканей – увеличение газообмена между кровью и тканями;
  • облегчение продвижения крови по артериям, ускорение оттока венозной крови;
  • рефлекторное воздействие на лимфатическую систему, улучшение функций лимфатических сосудов;
  • изменение состояния мышечной системы – повышение эластичности волокон, увеличение объема и силы их сократительной функции, улучшение общей работоспособности мышц и более эффективное их восстановление после нагрузок;
  • положительное влияние на физиологию организма в целом, благоприятные изменения в мышечной и нервной системах .

Технологическая составляющая и классификация

На сегодняшний день существует несколько видов логопедического массажа для детей:

  1. Классический ручной, применяемый без учета рефлекторного воздействия. Он проводится в непосредственной близости с пораженным участком тела или прямо на нем.
  2. Точечный массаж, при котором происходит локальное воздействие на биологически активные зоны, соответствующие специфике определенных заболеваний.
  3. Аппаратный, соответственно, проводится специальными приборами.
  4. Сегментарно-рефлекторный, основанный на принципах строения тела по сегментам: шея, воротниковая зона, волосистая часть головы, лицо;
  5. Зондовый массаж на основе методики Новиковой для языка и щек, губ и скул, а также мягкого неба. Его основная направленность – нормализация спастического состояния мышц.
  6. Самомассаж – определение говорит само за себя. При этом ребенок может не только совершать манипуляции с лицом руками, но и воспроизводить массаж языка с помощью зубов.

Современная логопедия непрестанно находится в поиске путей совершенствования речевого развития, адаптированных под деток с особыми образовательными потребностями. Логопедический массаж для детей включает в себя:

  • технологии коррекции звукопроизношения, в том числе постановка разных звуков;
  • формирование речевого дыхание при разнообразных нарушениях произношения;
  • коррекция голоса и развитие интонационной стороны;
  • формирование навыков речевой саморегуляции.

Учитывая то, что после курса коррекции и развития речи у малышей имеются некоторые трудности с актуализацией речевого высказывания, логопедические приемы направлены и на такие цели, как обогащение и улучшение словарного запаса. Делается это с помощью дидактического синквейна, который, не нарушая систему воздействия на речевую патология, обеспечивает ее логическую завершенность, не только развивает речь, но и память, внимание, мышление.

Логопедический массаж для детей с ДЦП

В связи с тем, что ребенок с ДЦП с первых дней жизни находится под влиянием патологических установок верхних и нижних конечностей, туловища и головы, положение тела для проведения процедур подбирается индивидуально. Большое значение при этом имеет выбор позы, называемой «позицией, запрещающей рефлекс». Положения могут быть следующими:

  • поза эмбриона, на спине или на боку;
  • лежание на животе, с использованием валика под грудью;
  • на спине с валиком под шею или по бокам головы и с согнутыми или полностью выпрямленными нижними конечностями.

Основная цель проведения логопедического массажа при детском церебральном параличе – расслабление мускулатуры лица и шеи, релаксация языковых мышц, ослабление гиперкинезов. Самым распространенным комплексом движений является поглаживание подушечками пальцев носа, движения от середины лба к вискам, от бровей к волосистой части головы, от верхней губы к мочкам уха. Основной принцип – многократное повторение от трех до пяти раз.

Усиливает эффект логопедического массажа пассивные и активные гимнастические процедуры, проведение специальных дыхательных упражнений, направленных на становление ритмичности движений. Немаловажным аспектом успеха, дорогие мамочки, является формирование у деток положительного отношения к занятиям, а также активизация голосовой деятельности.

Безусловно, логопедический массаж должен проводить специалист. А для того что бы процесс формирования речевого аппарата был беспрерывным, логопед покажет вам некоторые массажные приемы и упражнения, которые вы будете проводить самостоятельно в домашних условиях.

Помните, что только благоприятный эмоциональный фон станет отличной мотивацией заливчатого детского лепета. Привлекайте внимание ребенка к безгранично прекрасному окружающему миру, учитесь вместе познавать окружающих людей и угадывать эмоции друг друга по мимике лица. И, конечно, не забывайте подписываться на наши обновления.

Источник: dcpmama.ru