Задержка речевого развития у детей 4 лет

Ребенок не говорит в 3-4 года: что делать

Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание в освоении нормальной речи ребенком 3-4 лет.

По статистике, патология наблюдается у 3-10% трехлеток. Мальчишек задержка речи касается в 4 раза чаще, чем девочек. По словам психологов и педиатров, число малышей с ЗРР растет.

Задержка развития речи опасна тем, что влечет за собой серьезные нарушения в работе нервной системы и мозга. При отсутствии лечения малышу грозит умственная отсталость и неумение адаптироваться в социуме. Отставание в речи легко заметить, так как словарь ребенка трех лет составляет до 1000 слов. Если вовремя поставить диагноз и начать лечение, проблем можно избежать.

Информация в статье поможет вовремя определить ЗРР. Пользуясь рекомендациями, вы поможете малышу преодолеть патологию.

Причины ЗРР

Самые распространенные признаки патологии:

Внешние

  • Частые ссоры родителей;
  • Психическая травма;
  • Недостаток родительского внимания или гипеорпека родителей;
  • Испуг;
  • Стрессовая обстановка в доме;
  • Переезд или переход в новый садик;
  • Рождение младшего брата или сестры.

Внутренние

  1. Тяжелая беременность (гестоз, отслойка плаценты, инфекции, прием запретных препаратов, курение во время беременности, употребление спиртного).
  2. Сбой внутриутробного формирования (кислородное голодание плода).
  3. Сложные роды (преждевременные или стремительные).
  4. Повреждения во время родов (травма шейных отделов позвоночника).
  5. Короткая уздечка.
  6. Аутизм (помните, что аутизм лечится).
  7. Заикание (если присутствует именно эта проблема, рекомендуем прочитать нашу статью о том, как вылечить ребенка от заикания).
  8. Тугоухость (нарушение слуха у малыша).
  9. Патологии головного мозга.
  10. Внутричерепное давление.
  11. Травмы.
  12. Генетические заболевания.

Ребенок просто не хочет разговаривать или ЗРР?

Задержку речи определить может родитель с самого раннего возраста, особенно если она обусловлена внутренними факторами (родовой травмой, тугоухостью, аутизмом, ДЦП и т.д.).

  • Реагирует на ваши просьбы;
  • хорошо слышит;
  • узнает близких.

Значит, общаться он не хочет из-за лени. Зачем напрягаться, если вы понимаете его без слов и беспрекословно выполняете любой каприз?

Если вы замечаете, что:

  1. Малыш разговаривает заученными фразами из мультиков.
  2. Не знает, как называется большинство окружающих вещей.
  3. Лепечет на неизвестном языке.
  4. Не может связывать буквы в слово.
  5. Не задает вопросов.

Это признаки отставания в развитии речи.

Детей с ЗРР могут иметь и отставание психологического развития. У них всегда открытый рот и выделяется много слюны. Они гиперактивны, невнимательны, не могут долго усидеть на месте и не интересуются играми со сверстниками.

К каким врачам обратиться

В первую очередь, нужно проконсультироваться с педиатром. Он проведет опрос, касающийся беременности, родов и развития малыша. На основе сделанных выводов вас отправят на дальнейшее обследования к таким специалистам:

Проверяет на тугоухость, наличие воспалительных процессов, разрастание аденоидов и т.д.

Проверяет речевое и психомоторное развитие ребенка.

Проанализирует психоэмоциональное состояние малыша.

Врач может отправить на дополнительные обследования: МРТ, эхо-энцефалограмму и электроэнцефалограмму.

Методы лечения ЗРР

Медицинские

При отставании малыша в развитии речи часто невролог или невропатолог назначает такие медикаменты:

  1. Когитиум – стимулирует нормальное функционирование работы зон головного мозга, отвечающие за развитие речи;
  2. Лецитин, Энцефабол, Кортексин, Актовегин, Нейромультивит – ноотпропные препараты, что используются для питания головного мозга. Это ускоряет формирование нейронов.

Все таблетки выписываются исключительно врачами. Не давайте лекарство самостоятельно, ведь если кому-то препарат помог, то вашему ребенку он может быть противопоказан.

Педагогические

Лекарственная терапия – не панацея от ЗРР. С детьми должны заниматься дефектолог и логопед.
Перед дефектологом стоит задача повысить интеллектуальный и социальный уровень ребенка. Педагог использует систематические игры, которые корректируют негативные факторы развития и восстанавливают речевую функцию. Это сказкотерапия, подражание звуков, гимнастика языка и лица, развитие мелкой моторики и т.д. Занятия с врачом-дефектологом начинаются после двух лет. Медицинские центры разрабатывают целые программы для детей с патологией речи.

Коррекционные

Методика заключается в физиотерапии, которая восстанавливает части головного мозга, речевую функцию и умственные способности. Самыми эффективными методами считаются:

С помощью низкочастотных волн стимулируется течение химических и психических процессов в организме. Противопоказана детям до 2 лет.

Врач специальным аппаратом воздействует на части мозга, которые отвечают за развитие речи. Метод применяется у малышей с полугода, но имеет противопоказания: эпилепсия, судороги, психический разлад.

Альтернативные

Вспомогательными методами могут быть:

  • Дельфинотерапия – лечение с участием дельфинов;
  • иппотерапия – лечебная верховая езда;
  • развивающие уроки;
  • арт терапия – лечение рисованием;
  • остеопатия – ручной метод воздействия на структуру тела ребенка, который позволяет восстановить различные нарушения.

Источник: evrikak.ru

ЗРР у детей: симптомы и лечение. Как помочь заговорить ребенку

Задержка речевого развития (ЗРР) — особенность, которая встречается у 10% дошкольников, причем у мальчиков в 4 раза чаще. Каковы особенности ЗРР у детей, симптомы, лечение?

Задержка развития речи обычно ставится, когда речь есть, но не соответствует возрасту. Эта проблема находится на границе медицины и педагогики. Для подтверждения диагноза необходимо пройти специальную комиссию, которая включает в себя прием нескольких врачей: невролога, психиатра, лора, логопеда и педиатра.

Читайте также:  Что за процедура кольпоскопия шейки матки

Возрастные особенности развития речи и их отставание

Выявить отклонения и задержку речевого развития можно самостоятельно у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет. Для этого рассмотрим, как формируется речь с рождения.

Различают периоды развития коммуникации:

  1. 0-1 год. Этот период еще называют подготовительным. В 3-6 месяцев появляются первые звуки: гуление, лепет, подражание взрослому. К первому году родители замечают слова.
  2. 1 год. Малыш уверенно говорит 10 простых слов. Мама, папа, баба и др. Начинается развитие пассивного словарного запаса.
  3. 1,5-2 года. Слова из пассивного запаса переходят в активное применение. К 2 годам произносит простые предложения, состоящие из двух слов.
  4. 2,5 года. Предложения становятся более информативными из 3-4 слов.
  5. 3-4 года. Дошкольник повторяет сложные фразы, отвечает на вопросы, рассуждает. У детей 3 лет словарный запас уже 1000 слов, а в 4 года — до 1500.
  6. 5-6 лет. В этом возрасте дети активно общаются друг с другом, могут обосновать свои действия, пересказывают и составляют рассказ по картинке. В 6 лет словарный запас насчитывает порядка 3000 слов.

Важно! Возрастные границы речевого развития — величина среднестатистическая. Для девочек считается нормой отставание речи на 2-3 месяца от принятых сроков. Для мальчиков 5-6 месяцев.

Как проявляется задержка речевого развития

Отставания в развитии речи начинает проявляться еще в младенчестве. Опасение должны вызывать следующие симптомы.

  • нет новых слов. Для общения использует несколько слов, а по возрасту их должно быть уже 50;
  • не повторяет и не запоминает новые слова;
  • не знает названия окружающих его предметов, частей тела;
  • не может составлять предложения даже из двух слов.
  • не говорит предложения из трех слов;
  • говорит неразборчиво;
  • говорит очень быстро или наоборот медленно;
  • нет смысловых ответов на вопросы;
  • не может составить рассказ по картинке.

Если у вашего ребенка имеются некоторые из перечисленных пунктов, то это повод обратиться к специалистам. Только они могут поставить диагноз ЗРР, дать его расшифровку и объяснить что это такое. Задержка речи в логопедии — это не приговор, а начало серьезной работы. Рассмотрим причины, препятствующие развитию речи.

Важно! Ранняя диагностика и грамотно подобранное лечение врачом-неврологом и своевременная помощь логопеда помогут решить проблему.

Причины, вызывающие задержку речевого развития

Задержка развития речи — сигнал, который посылает нервная система, когда ее функции нарушены. Поэтому важно принимать лекарственные препараты, которые назначает невролог.

Причины отставания речи могут быть как врожденными, связанными с анатомическими особенностями. Так и приобретенными, влияние на которые оказывает окружение малыша.

Распространенными причинами появления ЗРР являются медицинские и социальные факторы. Давайте подробнее рассмотрим, что заключается в каждом из них.

Медицинские причины

В эту группу можно отнести следующие источники:

  • Генетические. Доказано, что на речь ребенка влияет то, как развивались его родители. Если один из них поздно заговорил, то на генном уровне это могло передаться и малышу.
  • Пренатальные (внутриутробные) поражения ЦНС (центральной нервной системы).
  • Повышенный или пониженный тонус мышц губ и языка. И, как следствие, неправильная артикуляция речи.
  • Родовые травмы.
  • Гипоксия во время родов.
  • Срок родов. У недоношенных и переношенных детей риск развития ЗРР выше.
  • Осложнения и болезни уха, глухота.
  • Инфекционные заболевания в младенчестве.
  • Различные травмы.

Социальные причины

К группе социальных факторов, приводящих к задержке речевого развития у детей, относятся:

  • Нехватка общения. Слишком занятые или отстраненные родители, которые мало разговаривают с малышом.
  • Ребенок часто болеет и не общается со сверстниками.
  • Родители разговаривают на двух языках одновременно.
  • В семье конфликты. Родители часто ругаются, устраивают разборки. Дети растут в постоянном эмоциональном стрессе.
  • Чрезмерная гиперопека. Все действия ребенка предупреждаются заранее, нет возможности свободно развиваться.
  • Вседозволенность. Специалисты (невролог, психиатр и окулист) запрещают детям до года, а лучше и до двух, показывать мультфильмы. Двухлетним малышам не рекомендуют включать видео продолжительностью, более 20 минут. Нервная система ребенка не готова воспринимать много информации. Она начинает перевозбуждаться, вызывая у детей страх и неконтролируемые истерики.

Важно выявить и устранить причины, отрицательно влияющие на развитие детской психики. Потому что отставание речи задерживает общее развитие психики ребенка.

Как помочь ребенку с ЗРР

Что делать? Это самый первый вопрос, который возникает у родителей детей с задержкой развития речи. Начинаем с поиска причины, которая препятствует развитию речи. Здесь также идет подразделение на те же группы, относящиеся к медицине и соцуму.

Медицинская помощь

Работа с причинами, повлиявшими на задержку развития речи, начинается с обращения к специалисту. Грамотный невролог сможет вовремя заметить симптомы ЗРР и назначить лечение. Поэтому не пренебрегайте осмотром у врача в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Читайте также:  Диета при раке кишечника

Бывает так, что на ваш взгляд на приеме не происходит ничего необычного. Но специалист может заметить незначительные отклонения даже в 6-9 месяцев и вовремя назначить лечение.

Ноотропные препараты бывают двух видов действия: стимулирующие и успокаивающие, назначает их только врач. Никогда не покупайте детям лекарства, которые помогли вашим знакомым.

Различные терапии, логопедический и общий массаж помогут ребенку заговорить в одно время со сверстниками. Это поможет ему не отставать от них.

Социальная помощь

Для лечения ЗРР у детей в домашних условиях очень важно решить вопрос влияния окружения. Нужно начать больше времени уделять детям, общению с ними. Родителям нужно адекватно оценить внутреннюю обстановку в семье.

Ребенок нуждается в счастливой гармоничной семье. И только от вас зависит каким он вырастет.

Также хорошим подспорьем будет найти логопеда, специализирующегося на вашей проблеме. А также, возможно, и записаться на консультацию к семейному психотерапевту.

Запишитесь в группы по логоритмике, индивидуальные развивающие занятия, которые помогут “разговорить” малыша.

Важно! Вовремя проведенная диагностика и начало лечения при ЗРР, позволяют улучшить и развить речевые способности у детей.

Плодотворное сотрудничество родителя с неврологом и логопедом разовьют коммуникативные навыки ребенка. Чтобы запустить речь, нужно создать условия, в которых ребенку придется что-то требовать, просить и высказываться.

Не предугадывайте его желания, проговаривайте вместе с ним все действия. Выполняйте рекомендации специалистов. Больше хвалите малыша и успех вам будет гарантирован.

Источник: kakgovorit.ru

Как выявить и лечить задержку речевого развития у детей 3 и 4 лет?

Задержка речевого развития у детей (ЗРР) – сложное заболевание, при котором развитие речи значительно отстает от принятых возрастных норм. Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, к 3-4 годам он должен внятно и связно говорить. ЗРР отмечается в том случае, когда интеллектуальное развитие ребенка соответствует его возрасту, а речь значительно отстает. Это заболевание эффективно лечат у детей до 7 лет. Как же вовремя его распознать?

Нормы развития детской речи

У каждого ребенка свой темперамент, своя наследственность. На его развитие влияет множество факторов. Приведенные нормы являются относительными: если развитие речи малыша отклоняется на несколько месяцев, переживать не следует. Также нужно учитывать, что мальчики обычно начинают говорить на 5 месяцев позже девочек. На приведенные данные нужно ориентироваться, чтобы выяснить, соответствует ли речь крохи его возрасту.

Малыш должен уметь:

  • к году произносить не менее 10 слов, понятных ему самому и близким людям (при этом ребенок должен знать название простых предметов и известных ему действий);
  • к 2 годам говорить короткими предложениями (из 2-3 слов), его словарный запас увеличивается до 100 слов;
  • в 2,5 года правильно (или почти правильно) произносить около 300 слов, знать и называть свое имя, использовать прилагательные, задавать несложные вопросы;
  • к 3 годам составлять небольшой рассказ из нескольких предложений, правильно употреблять все части речи (слова ребенка должны быть понятны посторонним людям), его словарный запас увеличивается до 1000 слов;
  • на 4 году жизни строить предложения более чем из 4 слов, правильно произносить почти все звуки, менять интонацию, отвечать на вопросы.

К специалисту следует обращаться, если к 3-4 годам ребенок непонятно даже для родителей произносит слова, не понимает взрослой речи, говорит слишком быстро или медленно, часто употребляет фразы из мультфильмов, не способен составить предложение из 3 слов. Если наряду с этими признаками присутствует повышенное слюноотделение, трудности с жеванием и глотанием, необходимо немедленно посетить врача. Вовремя начатое лечение ЗРР дает малышу все шансы ничем не отличаться от своих сверстников к началу школьной учебы.

Причины проблемы

Все причины задержки речевого развития ребенка специалисты делят на 2 группы. К физиологическим факторам относятся те, которые связаны со здоровьем малыша. Лечение ЗРР, вызванной такими проблемами, всегда проходит сложнее и требует помощи разных специалистов. К социальным относятся те причины, которые зависят от окружения малыша, особенностей его воспитания.

Физиологические причины ЗРР:

  • нарушение слуха;
  • проблемы со зрением;
  • слабое развитие органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба;
  • поражение головного мозга;
  • травмы или серьезные заболевания в период новорожденности;
  • заболевания, вызванные внутриутробными травмами;
  • проблемы во время беременности матери, употребление ею алкоголя;
  • преждевременные или трудные роды;
  • некоторые врожденные заболевания: синдром Дауна, ДЦП, гиперактивность, аутизм;
  • наследственность.
  • недостаточное внимание, уделяемое ребенку, когда ему не с кем разговаривать;
  • невнятная речь родителей и окружающих людей;
  • чрезмерная опека родителей, ведущая к лишению мотивации говорить;
  • частые эмоциональные стрессы;
  • постоянная работа телевизора, наличие посторонних звуков, окружающих ребенка;
  • общение в семье на нескольких языках.

Почему нужно обращаться к врачу?

Если не начать необходимое лечение задержки речевого развития самое позднее в 7 лет, ребенок будет заметно отставать от сверстников в школьном возрасте. Такому малышу придется посещать только специализированную школу. Родителям будет необходимо всегда наблюдать за состоянием ребенка. Повышение умственной или физической нагрузки, заболевания (даже легкие), прививки могут привести к ухудшению его самочувствия и вызвать нарушение сна, головную боль, носовое кровотечение, истерику, снижение памяти, агрессию.

Читайте также:  Фурацилин состав раствора

Лечение нарушений в речевом развитии проводит не только логопед. Этот специалист занимается лишь постановкой звуков у детей 4-5 лет. Что же делать, если ребенок более младшего возраста разговаривает с явными нарушениями речи? Откладывать диагностику и лечение нельзя ни в коем случае.

После выяснения причин задержки речевого развития устранением проблемы может заняться специалист. С 3-летними детьми работают дефектологи, психологи, невропатологи, психиатры, корректологи. При наличии у ребенка врожденного неврологического заболевания невропатолог может начать его лечение уже в годовалом возрасте. Детей 4-5 лет внятно и грамотно говорить учат логопеды.

Методы лечения

Родители всегда интересуются – со скольких лет малыша нужно лечить? По мнению врачей, лечение следует начинать, как только появились первые подозрения на патологию. С детьми 3-4 лет уже могут работать все специалисты, занимающиеся развитием речи. Существует несколько методов лечения ЗРР.

Медикаментозный способ заключается в принятии ребенком определенных лекарств. Все препараты назначаются детским невропатологом после тщательного обследования. Такие лекарства активизируют деятельность речевых зон и «подпитывают» нейроны головного мозга. Ни в коем случае нельзя самостоятельно давать ребенку те или иные препараты, их должен назначать только врач.

Физиотерапия включает в себя магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Эти процедуры позволяют восстанавливать функционирование определенных зон головного мозга, которые отвечают за словарный запас, умственные способности, дикцию. Их можно применять с 2 лет. Противопоказаниями являются эпилепсия, судорожный синдром, психические расстройства.

Лекарственная терапия и физиотерапия обязательно должны сопровождаться работой педагога-корректолога, иначе они окажутся малоэффективными. Специалисты работают с детьми от 3 лет и помогают исправлять дефекты развития, предупреждают возможное возникновение речевого торможения, учат справляться с трудностями в процессе лечения. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план лечебных занятий в форме игры.

Как помочь врачам?

Лечение будет более успешным, если специалистам будут помогать родители. Ребенок проводит с ними большую часть времени, поэтому регулярные занятия с мамой и папой дадут огромный положительный эффект. Чтобы определить, какую работу родителям необходимо ежедневно проводить с ребенком, следует проконсультироваться со специалистом.

Хорошие результаты приносят следующие упражнения.

  1. Пальчиковые игры. Развитие ручной моторики улучшает и функционирование артикуляционного аппарата. С 2-3 лет ребенку полезно собирать пазлы, конструктор, играть с кубиками, мозаикой, шнуровкой, вкладышами, лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на леску.
  2. Подвижные игры. Для развития речи полезны игры, направленные на умение ориентироваться в пространстве, ловко двигаться, изменять скорость и направление движения. Хорошо, если все действия ребенка будут сопровождаться словами.
  3. Музыкальные игры. Они отлично развивают внимание, учат сосредотачиваться, улавливать изменение тембра, ритма. Можно угадывать голоса животных, различные музыкальные инструменты, с детьми постарше – названия мелодий.
  4. Развитие зрительного внимания. Для улучшения речи незаменимы игры с разноцветными предметами, геометрическими фигурами, специальными карточками.
  5. Массаж. Он необходим в том случае, если ЗРР вызвана отклонениями в психофизическом развитии ребенка. Профессиональный массаж лучше доверить специалисту, а общеукрепляющие движения под силу делать и родителям.

Полезные рекомендации родителям

Любое занятие требует системного подхода, поэтому ему нужно уделять внимание ежедневно. В процессе лечения обязателен контроль специалиста. Малыша 3 лет необходимо показывать дефектологу 1 раз в неделю. Ребенку 4 лет потребуется дважды в неделю встречаться со специалистами. Чтобы усилить эффект лечения, при общении с ребенком соблюдайте несложные правила:

  • не говорите при малыше о его проблеме, не стесняйтесь его речи;
  • вызывайте у крохи желание подражать взрослому в речи, эмоциях;
  • озвучивайте все действия, которые вы или ребенок совершаете, не бойтесь повторений одних и тех же слов;
  • используйте простые предложения (из 3-4 слов), когда общаетесь с крохой;
  • читайте малышу доступные для его понимания сказки, стихотворения;
  • ограничьте или вовсе исключите просмотр телевизора;
  • пойте с малышом песни ежедневно хотя бы по 5 минут;
  • развивайте дыхательную систему малыша: учите его играть на дудочке, губной гармошке, выдувать мыльные пузыри;
  • не принуждайте кроху к занятиям, делайте это в форме игры;
  • массируйте детские ручки и пальчики специальным массажером, для этого можно использовать еловые или сосновые шишки;
  • если ребенок устал, отложите занятия на более благоприятное для него время;
  • всегда поощряйте улучшение речевого развития малыша.

Самые «продвинутые» методы лечения могут быть малоэффективными, если ребенок развивается в неблагоприятной среде. Для стимуляции его речевого развития необходимы дополнительные методы, например дельфинотерапия, иппотерапия. Эффект лечения может усилить даже общение ребенка с домашним животным. Главное – помнить: чем раньше будет начата коррекция речи, тем быстрее и проще будет достигнут результат.

Источник: agushkin.ru